Каждый автомобилист знает, что от выбора моторного масла зависит надежность работы и долговечность двигателя автомобиля. Сегодня на рынке смазочных материалов к выбору потребителей предлагается огромный ассортимент автомобильных масел и смазок от производителей со всего мира, различных по ценовой группе, заявленным характеристикам и качеству. Как же разобраться потребителю в таком разнообразии и определить – что наилучшим образом подходит именно его автомобилю и запросам самого потребителя. Пробуем внести ясность в один из главных вопросов – синтетические и полусинтетические масла, в чем их различие и какие масла относятся к синтетическим, а какие можно отнести к полусинтетическим маслам. Это одни из самых востребованных групп масел среди автолюбителей и наиболее «уязвимые»в плане подделок и фальсификаций со стороны недобросовестных производителей автомобильных масел.
Начнем с того что все автомобильные масла по своему составу подразделяются на 3 основные группыГруппы базовых масел
Любое моторное масло состоит из базового масла и пакета различных присадок улучшающих его эксплуатационные свойства. Сложность производства моторного масла заключается в том, что требования к маслам очень противоречивы и природный материал (которым является нефть) не может им соответствовать. Например, моторное масло должно быть достаточно вязким, иметь высокие низкотемпературные и высокотемпературные свойства одновременно. Для того чтобы получить такие уникальные качества к базовому маслу добавляют различные присадки: противоизносные, антизадирные, противопенные, антикоррозийные, депрессаторы (улучшают низкотемпературные свойства), антиоксиданты и прочие компоненты улучшающие те или иные свойства масла.Тем не менее, определяющим в качестве масла, продолжительности сохранения им в процессе эксплуатации своих характеристик и свойств являются базовые масла. Именно качественное базовое масло позволяет получить продукты высоких потребительских свойств и характеристик, именно базовые масла являются определяющим фактором в качестве автомобильного масла. В первую очередь от качества базового масла, в основном, зависит и качество конечного продукта - моторного масла, которое мы заливаем в двигатель автомобиля. И, именно поэтому уделяется огромное значение производству и использованию качественных базовых масел.
Смазочные материалы, изготовленные из базовых масел III группы, отличаются высоким индексом вязкости, антиокислительной стойкостью, высокой стойкостью к деформации сдвига, а защита от износа даже выше чем у «классических» синтетических масел (ПАО), отличные характеристики, как при низких, так и при высоких температурах, кроме того, они хорошо растворяют присадки. Чтобы отличить эти масла от продукции на основе базовых масел IV группы, в европейских странах производителей обязуют на канистрах ставить обозначениеHC-syntetic, что означает, что базовое масло получено методом каталитического гидрокрекинга.
Базовые масла IV группы (ПАО) производят путем синтеза природного газа. Впервые синтетические моторные масла начали применять в авиации еще в 30-х годах прошлого века. Потом синтетику стали использовать в гоночных автомобилях, а со временем, с развитием технологии получения базовых масел ПАО, она стала доступной и обычным автомобилистам. Такие базовые масла имеют однородную молекулярную структуру, которую получают только методом синтеза.Синтетические масла на основе PAO имеют повышенный срок службы, обладают отличными низкотемпературными и высокотемпературными свойствами, высокую стойкость к деформации сдвига, высокие термо-окислительные свойства, что уменьшает вероятность образования нагара и лаковых отложений. Вместе с этим, базовые масла IV группы имеют и недостатки, такие как плохая адгезия, т.е. они плохо пристают к металлическим поверхностям, повышенная агрессивность к уплотнительным деталям двигателя, не растворяют в себе присадки. Эти недостатки компенсируются путем ввода в состав моторного масла различного рода специальных присадок. В премиум-масла добавляют эстеровые базовые масла, которые обладают повышенной адгезией к металлу. Минеральные базовые масла добавляют для растворения в них присадок. «Классические» синтетические автомобильные масла состоят из базовых масел IV ПАО группы, минеральных базовых масел и пакета присадок. В премиальных продуктах, синтетическая часть составляет до 40%, примерно 40% минеральных базовых масел и остальная часть - присадки. Обычно, процент содержания синтетических базовых масел IV группы колеблется в пределах – 15-30%.
Что дает потребителю использование синтетических масел:
Естественно, что такой высокотехнологичный и сложный продукт не может быть дешевым и стоит дороже, чем минеральные и полусинтетические масла.
Но всегда ли оправдано применение синтетических моторных масел?Более доступными являются полусинтетические автомобильные масла.
Как уже видно из их названия – полусинтетические масла представляют собой смесь минеральных и синтетических базовых масел и присадок. Их основное отличие от синтетических – это процент содержания синтетического компонента. Если автомобильные масла содержат не более 25% синтетического компонента, их принято относить к полусинтетическим. В отличии от «полностью» синтетических моторных масел, полусинтетические масла не обладают такими же «выдающимися» свойствами, но, в то же время, обеспечивают надлежащую защиту двигателя. Современная, качественная полусинтетика от надежного производителя в состоянии обеспечить примерные показатели синтетического масла. Такое полусинтетическое масло будет проигрывать синтетике по продолжительности службы, будет уступать в низкотемпературных режимах работы (нижняя граница отличной полусинтетики лежит в пределах от -25 до -30 ºС). Кроме того, при высоких температурах, уменьшается межсервисный интервал замены масла. Но при работе двигателя с меньшими нагрузками и в менее жестких условиях эксплуатации сможет обеспечить 100% защиту.
Стоит отметить, что те экстремальные условия эксплуатации, в которых синтетика имеет лучшие показатели, в практике большинства автовладельцев встречаются редко, и нет никакого смысла переплачивать за те свойства, которыми никогда не воспользуешься. Кроме того, следует отметить, что определенный сегмент полусинтетических, а также и минеральных масел разрабатывается и выпускается для автомобилей до 2000 г. в. и автомобилей с большими пробегами. Для этой группы масел не столь важны, а зачастую и “вредны” свойства которыми обладают синтетические масла и современные высококачественные полусинтетические масла. Для этой категории важны свойства, которые можно получить и с недорогой полусинтетикой и минералкой.
В среде масленщиков довольно популярна фраза - Если в Жигули залить Castrolот этого Жигули не станут Мерседесом.Полусинтетические моторные масла имеют достаточно высокие эксплуатационные характеристики, которые позволяют гарантировано защитить автомобиль среднестатистического автолюбителя и, что не маловажно для потребителей - доступны по стоимости. Поэтому, при выборе вида моторного масла надо исходить из нескольких параметров или требований;